"Окультуривание" самураев в период Асикага))
читать про страдания тут
Собственно, борьба за просвещение военного сословия началась еще в период Камакура, когда и появился термин "ко:бусэйдзи", обозначающий объединение императорского двора и военных родов. Самым ярым приверженцем этого пути был сёгун Минамото Ёрииэ, героически пытавшийся заставить чиновников-буси читать китайскую классику. Исследователи считают, что именно поэтому сохранилось мало материалов о его деяниях. Но по-настоящему пышным цветом кампания "Просвещение воинского сословия" стартовала в период Асикага-Муромати, и наиболее известными ее предводителями были Сиба Ёсимаса и Асикага Ёсинори.
Первый, бывший сёгуном с 1379го по 1398й гг. составил документ "Идеалы самураев", где сформулировал основные тезисы добропорядочной жизни каждого военного чиновника. Тезисы были, например, такие:
- Бытовой утварью следует максимально долго. Собираясь купить новый предмет, следует убедиться, что он достаточно прочен. А заодно проверить, не может ли еще послужить старый.
- Следует постоянно, за исключением праздничных дней (Третий День Третьей Луны и т.п.), носить одежду из простых тканей. Это послужит примером для подражания для подчиненных, которые не станут "рабами вещей"
- Следует проводить ремотные работы только после того, как специальные чиновники подтвердят ветхость строения (например, чтобы перестроить перекинутый через декоративный пруд мостик, нужно сначала на этом мостике попрыгать: выдержит - перестройка не требуется; не выдержит - ну....зато вы были правы!)
- Следует ограничить расходы на подарки и проведение различных церемониальных актов (особой критике подверглась свадебная церемония, как предмет колоссальных расходов). К тому же, на такой церемонии самураи забывали о том, что первым делом все-таки самолеты, сиречь служба сёгуну. А это не есть хорошо.
После подобной борьбы с нравственностью, популярность Сибы Ёсимасы в рядах соратников очевидна. Все вздохнули соблегчением, когда в 1399г. его наставления были отменены.
Но не только с нравами в самурайской среде боролся этот во всех отношениях деятельный лидер. Вторым вопросом, мучавшим Сиба Ёсимасу, была проблема образования самураев. С горя он разработал т.н. "трёхлетнюю систему обучения":
В первый год обучения буси изучали письмо - сперва "ироха", затем 100 самых распространенных иероглифов (по китайскому канону), а также занимались чтением переложенных на японский язык "Лунъюй", "Сяо-Цзин" и других произведений китайской классическо литературы.
На второй год обучения военные продолжали изучать иероглифы, но уже на уровне китайского текста "Сяо-Шо" (их там было почти 4000), и читать Четырёх- и Пятикнижие в оригинале. "Сяо-Цзин" просто выучивался студентами наизусть.
Третий год был посвящен изучению японской поэзии: вака и рэнга, а также чтению японских историко-мифологических сводов - "Кодзики" и "Нихон сёки" - и поэтических антологий: "Кокинсю", "Синкокинсю", "Исэ-моногатари" и "Манъёсю".
Итого, к году выпускного экзамена письменно-словарный запас среднестатистического ученика должен был составлять около 30 тысяч иероглифов.
Сиба Ёсимаса поэтично называл свою трехлетнюю систему образования "подготовкой, шлифовкой и лицезрением зеркала", в итоге которой на свет появляется представитель боевого рода, чтущего славные самурайские традиции, по образованию достойный ведения государственных дел. Увы, многие военные энтузиазма сёгуна не разделяли...
Вечером хочу также перепечатать пассаж о дополнениях Асикаги Ёсинари - или о том, что должен знать каждый уважающий себя самурай. Оно не менее забавно))
Японская история. Букв много)
"Окультуривание" самураев в период Асикага))
читать про страдания тут
Вечером хочу также перепечатать пассаж о дополнениях Асикаги Ёсинари - или о том, что должен знать каждый уважающий себя самурай. Оно не менее забавно))
читать про страдания тут
Вечером хочу также перепечатать пассаж о дополнениях Асикаги Ёсинари - или о том, что должен знать каждый уважающий себя самурай. Оно не менее забавно))