Важное предисловие: Нет, я не считаю никого из приведенных ниже авторов плохими, непрофессиональными и т.п. Отнюдь. Не обсуждаю их профессионализм или личные качества и не считаю их поклонников теми, кто ничего не понимает в искусстве. На объективность тоже не претендую, это разбор моих реакций.
Тянет на философствования в перерыве между стастистикой. И, на самом деле, этот пост зрел у меня давно, еще со времен выхода восьмого эпизода и страстей вокруг него. Не знаю, как у вас, а у меня наблюдалось совершенно четкое разделение посмотревших на два лагеря: тем, кому люто зашло, и тем, кому сильнейше не зашло. С незначительными вкраплениями не определившихся нас. Причем среди тех, кому сильнейше не зашло, большинство было поклонниками Вселенной и особенно старой трилогии - что уж там, почти все.
У меня к восьмому эпизоду смешанные чувства и, в целом, достаточно спокойное восприятие, но, послушав ряд недовольных поклонников старой трилогии, внезапно поняла, что, хоть моя реакция и спокойнее, у основной причины нашего недовольства одни и те же корни....и дальше пойдет речь отнюдь не только о ЗВ - а о том, что я назвала "синдромом Еськова."
Думаю, многие тут знают, да и читали тоже "Последнего Кольценосца."(ДАЛЕЕ ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!)
читать дальшеНу, такая АУ-история про Средиземье и Четвертую Эпоху. Я тоже читала, чего уж там. И книжка-то написана хорошо, и идеи есть не самые плохие. Она про легендарную Арду, но более жизненная, реалистичная, развенчивающая мифы. Не могу сказать, что реализм - это плохо, так-то. Я его скорее люблю. "Но есть нюанс." Читала, читала развенчивание мифов - про эльфов-манипуляторов, непростую судьбу Мордора и вот это все. А потом натолкнулась на "реалистичную "интерпретацию истории Арагорна и Арвен - и все. Не смогла читать дальше. Как отрезало. Хотя книжка, повторюсь, неплоха, и реализм-жизненность мне в литературе скорее нравится. Однако же, есть у меня ряд сюжетов, которые очень символичны и волшебны. Бывает так, что бытовуха и суровая реальность обступают со всех сторон - чем старше становишься, тем активнее, - и хочется хотя бы мысленно ухватиться за что-то пусть нереалистичное, но светлое-доброе-вечное. Сказочный якорек, от которого на душе теплеет и как-то жить легче становится, и тебе вовсе даже необязательно, чтоб оно и в жизни так обязательно всегда случалось... И вот когда тебе берут и развенчивают такую сказку-якорек с размахом - это вызывает резкий эмоциональный негатив, как бы правдоподобно ни развенчивали. Окей, логично, так бывает сплошь и рядом - но спасибо, я и так знала, что в жизни оно сплошь и рядом, а светлые истории долгой и возвышенной любви исчезающе редки. Знаю, чо уж там. Но иногда мне хочется отдохнуть от жизненности, я с ней и так рука об руку хожу постоянно. Мне, может быть, этот миф в том виде, в каком он есть, дает возможность быть немножечко лучше. Вот эти вот, например, последние слова Падме о том, что в Энакине есть добро (не говоря уже о поступке Люка) - да, наивно, да, идеалистично, но ради этого, ради остатков почти сказочной надежды в море чернуихи, стоило посмотреть весь эпизод. А вот когда Лея, как-то не особо переживая, почти благословляет брата на убийство своего сына - да, пусть она похоронила Хана, все равно не могу в поверить, прочувствовать и понять, нафига вот эта жизненность.
...И вот этот эмоциональный откат от правдоподобного развенчания драгоценного мифа теперь и буду называть "синдром Еськова." В честь первопроходца.
P.S.: это мое мнение, оно не обязано быть всеобщим:3 Всем мира и добра.
P.P.S.: мне кажется, по-настоящему высокое искусство, кстати, сейчас - это описать нечто настолько светлое и теплое, что даже сказочное...и при этом правдоподобное.