Про кимоноСейчас я уже даже не припомню, когда кимоно меня не интересовало. Наверное, заинтересовало достаточно давно - но я долгое время считала его просто милым халатиком, который было бы прикольно заиметь дома. Утрирую, конечно - но отношения, как к произведению искусства, не было. Потом у меня случилась стажировка. И эта стажировка по-своему промыла мозги, потому что с этих пор я не могу не относиться к кимоно трепетно, бережно и как к шедевру. Потому что большинство из них все еще расписывают вручную, потому что именно их первыми выносили из огня в веселых кварталах, передавали от старшей женщины к младшей, сохраняя на рукавах историю одного, двух, десяти поколений японок. Живя тяжелой жизнью, они позволяли себе хотя бы носить картины на шелке, крепе, хлопке.
Сегодня новый хороший полный сет кимоно стоит дороже дизайнерского платья: еще одна дань патриотизму и уважению труда соотечественников. Так что приходится покупать старое, уже кем-то ношенное. Честно говоря, мне такие кимоно нравятся больше: они, скорее всего, не проштампованы и уникальны. О них можно придумывать истории, а можно попросить продавца что-нибудь рассказать. К тому же, японское понятие "старый" вовсе не тождественно другому, "неприглядный". Многие подержанные кимоно сохранились весьма неплохо, и в них никому не стыдно выйти на улицу. То, что европейцы уродливы в кимоно все, как один - неправда. Мне показалось за время обучения, что кимоно может быть к лицу любой женщине, если та умеет его носить. А это - не только серия приемов, драпирующих кимоно на теле. Кимоно не терпит нелюбви к себе. Если ты не любишь себя, думаешь о том, что другие над тобой смеются - оно сидит на тебе жалко, даже если ты японка. А если надела кимоно для того, чтобы подчеркнуть собственную привлекательность, осознаешь это и любишь себя в нем - недостатки *большая часть так точно* исчезнут, в твоих глазах и в глазах других.
В моей персональной коллекции сейчас около восьми кимоно - со всеми доехавшими и еще не доехавшими, считая одно ролевое и одно промышленного производства и не считая поясов с аксессуарами. Я страдаю, что не могу носить их так же, как в Киото - не опасаясь за то, что помнут. Пытаюсь найти помещение получше для своих волонтерских порывов. Глажу выпуклые узоры и понимаю, что это, кажется - на всю жизнь.